Главная

Учимся рисовать природу


  • Рисуем цветы поэтапно
  • Учимся рисовать цветы

    В природе существует множество цветов, от простых, состоящих из небольшого количества симметрично расположенных вокруг центра лепестков, до чрезвычайно сложных, с причудливыми лепестками, разнообразными тычинками, пестиками, с различной группировкой на стебле.

    Мы часто говорим: «Цветы — это эстетично, красиво, восхитительно!» Цветы сопровождают нас в праздники и на деловых встречах. А кто из нас не восхищался букету, подаренному в день рождения? Красота цветка необыкновенна и уникальна, но, к сожалению, недолговечна. И чтобы запечатлеть ее, сохранить не только в наших воспоминаниях, мы часто прибегаем к очень простому и распространенному способу — фотографии. Но совсем иные чувства испытывает человек творческий, художник. И каждый цветок не просто совершенен по своей форме, он неповторим. Но чтобы нарисовать цветок, одного впечатления и эстетического вкуса недостаточно. Чтобы донести до зрителя свое понимание и восприятие красоты цветка в рисунке, необходимо разобраться в строении его формы.

    Прежде чем приступить к рисунку, представьте себя в роли конструктора — из каких частей состоит цветок, как он сложен, из каких форм? Хорошо, если у вас для натуры есть несколько цветков разных видов. В таком случае можно проанализировать каждый и сравнить их друг с другом. Конечно же, задача намного облегчится, если это будет происходить в весенне-летне-осенний период, когда легко найти натуру. Зимой же придется ограничиться только тем, что нам предлагают цветочные магазины, или расцветшими у вас на подоконнике растениями.

    Все цветы имеют одинаковые элементы своей конструкции: стебель, листья, головку, которая состоит из чашечки, венчика (лепестков), тычинок и пестика. Это - биологическое строение. Но художник должен обращать внимание на конструктивное строение цветка с изобразительной точки зрения — из каких форм состоит цветок, как проходит ось симметрии, в какие геометрические фигуры вписываются его составные части, какую форму имеют его лепестки и т. д. и т. п. Стебли у цветов могут быть тонкими и толстыми, гладкими и колючими, длинными и короткими, прямыми и изогнутыми. Листья бывают крупные и мелкие, плоские и завернутые, резные и ровные. Сам цветок по своей форме может быть в виде чашечки (лилия), бутона (тюльпан), тарелки (астра), зонтика (васильки), шарика (одуванчик, хризантема), свертка (роза). Некоторые цветы состоят из большого количества мелких цветков (бульденеж, сирень, акация), они сливаются в единую форму, напоминающую шарик или конус. У цветков с крупными лепестками (лилия, гладиолус, мак) хорошо видны внутри необычные по форме тычинки и пестик.

    Конструкция любого цветка строится относительно оси симметрии, вписывается в определенную геометрическую форму или состоит из комбинации геометрических фигур и тел. Ось симметрии проходит через стебель и геометрические центры всех частей цветка. Прежде чем приступить непосредственно к рисунку цветка, сделайте несколько набросков — схем, обобщенно определяющих его форму.


    Схемы строения цветов разной формы.

    У каждого цветка своя особая схема построения, которая соответствует его характеру, пропорциям, тому, как он расположен в пространстве — прямо (венчиком вверх), фронтально ("глядя" на зрителя) или под наклоном (в определенном ракурсе). Схема поможет вам на первых этапах рисования цветка уверенно и точно закомпоновать его изображение в листе, определить основные массы и формы. Это своеобразный вспомогательный план. Позже, по мере приобретения опыта, — когда схема строения будет формироваться и удерживаться в вашем сознании, — вы сможете обходиться без него. Необходимо иметь в виду, что схема носит обобщенный характер. Не старайтесь слепо вписывать свой рисунок в мертвую геометрическую схему. Природа совершенна, четко следует законам симметрии, но может оказаться, что один или несколько лепестков больше или меньше других, какой-то из них примялся и завернулся, а некоторые вообще осыпались. Это все — характерные особенности натуры, которые необходимо учесть, придавая рисунку убедительность и неповторимость.

    Делая рисунки цветов, старайтесь так поставить натуру, чтобы были видны все ее характерные особенности, чтобы сам рисунок в итоге был интересен как для вас, так и для зрителя.

    Пенова В.П. - "Рисуем карандашом. Деревья. Цветы. Животные" - 2008

    Сайт создан в системе uCoz