Материалы и изобразительные средства

 


Рис. 2. Метод построения точки

Начинающему рисовальщику необходимо прежде всего научиться правильно пользоваться материалами и принадлежностями для рисования. Подготовка к рисунку обычно начинается с выбора подходящей бумаги. Следует отдать предпочтение плотной белой бумаге — полуватману, ватману или чертежной. Карандаш требует относительно шероховатой бумаги или зернистой по своей фактуре, на которой хорошо задерживаются частички грифеля. Зернистая поверхность рисовальной бумаги выдерживает длительную работу карандашом. Некачественная, рыхлая бумага непригодна для рисования, так как не позволяет делать уточнения резинкой, быстро стирается и рисунок на ней становится грязным, затертым, неприятным для восприятия.

Для рисования используют графитные карандаши. Они должны быть длинные, хорошо и правильно заточенные. Все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите. Если рисунок длительный и требует много уточнений, то вначале нужен карандаш средней мягкости - НВ.

Острием графита рисуют только тонкие линии и штрихи, а его боковой частью проводят более толстые линии и выполняют тушевку.

Рис. 1. Правильное положение руки при рисовании:

а, 6 - поверхности листа рука слегка касается мизинцем;

в - рука не касается поверхности листа

Готовя карандаш к работе, его деревянную часть стачивают на 25 - 30 мм, обнажая графит на 8 - 10 мм и заостряя его конец в виде конуса. После чего необходимо испытать «силу» карандаша, проводя на пробном листе бумаги линии с различным нажимом, начиная от самых легких, постепенно переходящих в предельно темные. Вы получите так называемую тональную шкалу, как бы палитру для будущих рисунков, узнаете возможности карандашей разных сортов. Прежде чем начать рисовать, заточите 3 - 4 карандаша, чтобы во время работы не отвлекаться.

Лист бумаги должен быть строго прямоугольным и аккуратно срезанным. Лист бумаги нужно приколоть кнопками к планшету. Нелишним будет прикрепить к планшету полоску наждачной бумаги, чтобы оттачивать на ней грифель. Запомните правило - рисовать карандашом, отточенным более чем наполовину, нельзя. В крайнем случае его надо вставить в деревянную или металлическую трубочку — удлинитель, чтобы уделять внимание рисунку, а не заботиться о том, как удержать карандаш в руке.

Начинающие рисовальщики обычно держат карандаш так же, как и при письме. Это неправильно. Карандаш нужно держать, прикасаясь к поверхности бумаги только грифелем и изредка мизинцем, чтобы не размазывать рисунок ладонью (рис. 1, а, б, в). Движения кисти руки при рисовании должны быть свободными. Рука направляет штрих по форме по-разному, как бы выстилая ее штрихами. Протянутая рука удерживает художника от рисунка на расстоянии, необходимом для целостного восприятия изображения. Вначале вы, возможно, ощутите некоторые неудобства. Однако приложив некоторые усилия, вы научитесь держать карандаш профессионально.

Основные поправки делают карандашом, не стирая ранее намеченное построение формы, что придаст рисунку ощущение живости. Исправление рисунка надо вести на основе сравнения одной наметки формы с другой, более точной. Лучше несколько раз провести легкую линию в поисках правильной формы, чем потом стирать резинкой неверно нанесенные жирные линии. Чем меньше вы будете прибегать к резинке, тем свежее и приятнее будет рисунок. Но поправки можно делать и ею. Резинкой снимают силу штриховки, если нужно, в самых светлых местах рисунка, ослабляя излишнюю силу тона прикосновением ее грани к рисунку, или легкими взмахами резинки «сбрасывают» ненужные штрихи, не повреждая при этом поверхности бумаги.

Используйте только мягкую белую резинку с острыми углами. Если она прямоугольной формы - ее можно разрезать по диагонали. Чернильные ластики портят бумагу. Стирать резинкой ненужное изображение следует поперек направления штрихов, не разрушая поверхности бумаги. В процессе работы весь рисунок можно осветлить, используя для этой цели мякиш или крошки белого хлеба. Для этого планшет с рисунком положите на стол горизонтально, насыпьте на рисунок хлебных крошек и, протирая изображение ладонью, добейтесь требуемого осветления.

Отметим также, что чрезмерное увлечение применением резинки препятствует привыканию к точным движениям руки и карандаша. Нужно помнить, что в процессе работы над рисунком отдельные вспомогательные линии, проведенные для первоначальной разметки и построения формы, постепенно уступают место штрихам.

К изобразительным средствам в рисунке относятся точка, штрих, линия и тон.

Рис. 3. Метод построения кривой линии

Точку получают прикосновением к бумаге острия карандаша, визуально определяя ее место в рисунке относительно длины и высоты (т. е. методом координат) (рис. 2), делая замеры с помощью длины карандаша. Использование чертежных инструментов в рисунке недопустимо.

Штрих - черта, короткая линия, которой можно определить место положения линии на плоскости или изобразить в рисунке тональное пятно.

Линия - это основное средство передачи формы и объема предметов. Линией пользуются в длительном рисунке и в краткосрочном (но об этом позже). По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы провести прямую линию, сначала определяют место ее нахождения визуально, затем намечают двумя точками или короткими штрихами, которыми одновременно определяют заданное направление линии, и уточняют ее более уверенно, размашисто. Линия изменяется по своей толщине и силе звучания в зависимости от силы нажима на карандаш. Кривую линию изображают не одним махом, а комбинированно, основную форму намечая короткими штрихами, затем проводя плавную кривую (рис. 3).

Каждый предмет обладает своим тоном или видимой светлотой. Тон передают с помощью штриховки, которую подразделяют на три вида: тушевка, штриховка и шрафировка (рис. 4).

С помощью тонального пятна воссоздают объемность предмета, светотеневые отношения, фактуру материала, из которого сделан предмет, глубину окружающего пространства. Силу оттенков находим в пределах от самого светлого до самого темного, используя при этом вышеуказанные виды штриховки. Нужно помнить, что штриховка должна быть прозрачной, не затертой пальцем. Некоторые начинающие любители рисования считают, что гладкой и аккуратной оттушеванностью они доводят свою работу до завершения.

Увы! Это не законченность рисунка, а «приконченность» его, и внешняя аккуратность мертвит изображение. При передаче тоновых соотношений штрихи в штриховке могут идти по вертикали, горизонтали, диагонали или же переплетаться между собой, они могут быть густыми и разреженными, четкими и мягкими, прямыми, изогнутыми, волнистыми и т. д. Но всегда, во всех случаях штрихи прокладываются не «сами по себе», а для выявления изображаемой формы.


Рис. 4. Приемы передачи формы и объема в рисунке:

а — тушевка; б — штриховка; в — шрафировка

 
     
   
Сайт создан в системе uCoz